Что почитать: медленные тексты октября
Чудесные, волшебные, удивительные полчаса: одного ребенка бабушка увезла на капоэйру, а другой спит. Можно почитать!
Я сажусь с планшетом на диване, открываю несколько давно отложенных статей и со смаком уплетаю их. А потом думаю — а чего бы с другими не поделиться? Потому что интересные, важные, медленные, вкусные.
Прежде всего, у самого наикрутейшего блоггера в мире Тима Урбана наконец-то выходят новые посты. “Наконец-то” — это спустя полтора года после последнего поста. Полтора года, Карл! Как и множество фанатов, всё это время я задавалась вопросом — господи, да что можно писать так долго, и насколько грандиозно это будет?
Не зря ждали. То, что он выпустил, называется ни много ни мало The Story of Us. Серия постов об истории человечества. Фишка Тима в том, что он докапывается до самой-самой-пресамой сути всего, что он исследует. И раз это история нас самих — значит, от самой маленькой клеточки, которой мы были когда-то, до Трампа и всех проблем современности. С юмором, картинками и прекрасным системным анализом мироустройства.
When I told people I was planning to write a post about society, and the way people are acting, and the way the media is acting, and the way the government is acting, and the way everyone else is acting, people kept saying the same thing to me.
The Story of Us: Intro
Don’t do it. Don’t touch it. Write about something else. Anything else. It’s just not worth it.
[…]
It hit me that what I really needed to write about was that—about why it’s perilous to write about society.
Я прочитала пока только первые полтора поста, но замах действительно феерический.
Дальше — серия текстов о современном психоанализе “То было тогда, сейчас — так” Дж. Шедлера в переводе Васи Чугуна.
Последние несколько месяцев я усиленно интересуюсь разницей в разных терапевтических подходах. Я встречаю много материалов о когнитивно-поведенческой терапии, которые критикуют психоанализ. Я посмотрела первый сезон сериала “In treatment“, где главный герой — психоаналитик, а каждая серия это один сеанс с клиентом или супервизором. Но у меня всё ещё было много вопросов про то, как это работает.
И наконец-то эти прекрасно написанные статьи мне всё обьяснили. Рекомендую.
Современный психоанализ это не теория об ид, эго и суперэго (эти термины не использовал и Фрейд, их ввел переводчик). Не является он и теорией о «фиксации», сексуальных и агрессивных инстинктах, вытесненных воспоминаниях или об Эдиповом комплексе, зависти к пенису и страхе кастрации. Вполне можно обойтись без всех этих идей и суть психоаналитической теории и практики останется нетронутой. (Удивлены?) Некоторые психоаналитики могут иногда пользоваться этими концепциями. Многие психоаналитики отвергают их все.
Дж. Шедлер, «То было тогда, сейчас — так» — 1/5 — Бессознательное
И два текста, актуальные в контексте повсеместных разговоров о Грете Тунберг.
Первый — “Тезисы о Грете и климате” Анатолия Воробьева. Не скажу, что согласна с ним на 100%, но мне понравился его спокойный тон, призыв не впадать в истерику и не выплёскивать с водой ребенка.
1. Мне кажется, можно относиться с недоверием к идеологической направленности эко-тирады с трибуны ООН — без того, чтобы терять человеческий облик, покрывая матерщиной эту девочку и транслируя мемы, где она выведена буквальным гитлером.
2. И наоборот, можно поддерживать Грету и считать ее храброй героиней, которая нужна миру — без того, чтобы записывать тех, кому это шоу не понравилось, автоматом в людоеды и троглодиты.
3. После чтения энного количества лонгридов про Грету на фейсбуке в обе стороны у меня такое впечатление, что практически все, кто хотят выступить про Грету, на самом деле очень очень очень хотят обругать через Грету противную им идеологию и ее сторонников.(а дальнейшие пункты у него уже непосредственно про вопрос потепления, почитайте, интересно)
Тезисы о Грете и климате
Второй, наоборот, грустный. И более глубокий. “Шестое вымирание” Александры Кнебекайзе на сайте Валерия Веряскина “Будда в городе”. Про то, как люди становятся одинаковыми. Как они делают мир вокруг себя однородным. Про оглушающее искусство и про то, как мы оставляем деревьям и животным всё меньше места на планете.
На востоке США рос когда-то американский каштан. Он там был как у нас березка: genius loci, самое распространенное дерево, местная детвора про него песенки пела. А потом в США приехал зайцем каштановый грибок из Японии. И нет больше на свете американских каштанов.
Шестое вымирание
А в Панаме жила золотая лягушка, местный символ удачи. Веками жила себе и жила, и никто ее не трогал (она была ядовитая). Добрался до Панамы контрабандой лягушачий грибок — то ли из Африки, то ли из Северной Америки — и нет больше на свете золотых лягушек.
Вот так и вышло, что раньше растения и животные на разных материках были разными, на радость Солнцу и Небу, а теперь стали почти одинаковыми, им на грусть. Материки не приблизились друг к другу, но как будто опять объединились в один континент. Ученые называют это Новой Пангеей.
Вот и думай теперь: то ли технологии и свободный рынок быстро сделают нам хорошо, и будем дальше жить припеваючи, то ли по глупости своей докромсаем планету до полной непригодности и загнёмся незаметно вслед за панамской лягушкой…
Я не знаю, Грета не знает, никто не знает. Мне кажется, самое важное
— задавать себе сложные вопросы, а не отмахиваться от проблемы со словами “Да ладно, как-нибудь разрулится само”.
Прокачивать мышление и усиливать контакт: с собой, с другими, с природой.
Так, глядишь, и справимся.