Ответственность как волшебный жезл
Две ситуации с участием мальчика Тимофея около 4х лет от роду и его мамы.
Ситуация Первая.
Достали мы с ним недавно деревянный конструктор «деревенька». Раньше он меня всегда просил собрать ему домик, ему было сложно, и я собирала, а тут говорит – я сам.
Хорошо, конечно, сам.
Сидит, собирает, а я чувствую – у меня в глазах темнеет и руки чешутся, беспокойно мне. Что такое? Оказывается, ужасно хочется помочь. Жуть как хочется начать комментировать, поправлять, указать на ошибки, показать как надо, вообщем сделать так, чтобы домик обязательно с первого раза получился идеальный, а как же иначе.
Но тут ко мне пришёл образ. Как будто ответственность – это такая палка, как жезл, точно, волшебный жезл, фиолетовый с золотой спиралью.
И держать его может только один человек. Ну то есть могут и двое, конечно, но это очень неудобно, если хочешь спокойно что-то с ним делать, то нужно держать самому.
И вот в тот момент, когда Тимофей сказал «я буду строить сам» – он этот жезл взял. Он сейчас у него. И если я начну вмешиваться, когда меня не просят – я это жезл нахально у него отберу. Заберу у него ответственность. А без ответственности – какой ему смысл этим заниматься?
Так что я молчу. И каждый раз, когда он говорит «я сам», я молчу. И если у него какое-то время не получается, или он чего-то не понимает, он спрашивает меня, и я помогаю. Но цель все равно остаётся его, и он ее достигает – в том виде, в котором ему сейчас важно.
Та самая «зона ближайшего развития» по Выготскому (или по Гиппенрейтер, которая по Выготскому).
И эту метафору с жезлом я теперь использую на консультациях с родителями. На ком ответственность за домашку, кто держит жезл – вы или ребёнок? Например.
Ситуация Вторая (противоположная первой).
У нас был календарь с песенками из мультфильмов. Валялся где-то в шкафу, а тут Тимофей его достал и говорит – пой вот это и вон то.
А я вообще часто себя ругаю, что мало детям пою и стихов читаю, полезно же им это. А тут этот календарь, и я подумала – разрежу его на части,наклею тексты на ватман, будет он все время перед глазами, Тимофей будет просить, и я им буду петь. (Мне кажется, крутая идея).
И вот идея сделать плакат – это моя идея и моя ответственность. Тимофей как-то попытался к ней подключиться – но понятно, резать картинки я ему не дала, а дала другую бумажку чтобы резал рядом. Клеить тоже – только вместе со мной, клей держи вот так, аккуратно, ровненько.
Ну он немножко поклеил, а потом говорит – налей мне воду в таз, я буду кораблик купать. И ушёл в ванную.
Логично. Плакат делаю я, за результат отвечаю я, ему в этой истории места практически нет – вот он и ушёл заниматься другими делами, и слава богу.
Здесь нет его целей, и самое мудрое – найти себе свои.
Я теперь так и буду у себя в голове разделять: одни дела у нас ради плаката, а другие ради ребёнка. В плакате нет ничего плохого, просто надо помнить, что это мне надо, а к ребёнку отношения не имеет.
Мой плакат – мой жезл.
А потом я подумала о детях, которые в принципе этого «жезла ответственности» в глаза не видели, потому что им все время рассказывают, что и как надо делать, и все ради результата, который придумали взрослые. И мне стало грустно, и я решила перестать об этом думать, потому что тут можно застрять надолго.