Как поддержать подростка и помочь ему вырастить внутреннюю опору humaneducation.ru

В ноябре был мой дебют — впервые была спикером на конференции “Весь мир – наша школа” про альтернативное образование.

Точнее, не совсем спикером. бОльшую часть времени это был практикум, потом я нарисовала остров с маяком и обьяснила, зачем мы делали то, что делали, а потом мы это обсуждали. Так что скорее фасилитатором.
Но про практическую часть я вам писать не буду, потому что в этом нужно просто быть, а расскажу теорию.


Тема моя звучала как “Как поддержать подростка и помочь ему вырастить внутреннюю опору, когда его штормит и с ним сложно” — для родителей этих самых подростков.

Примеры сложных ситуаций (от меня и от участников) были такие:
Подросток не идёт на контакт, запирается в комнате, не хочет мыть посуду и плохо учится.
Подросток не понимает, поступать или работать, и вместо активных действий прокрастинирует.
Подросток просто лежит на диване и ничего не делает.

И вот какие опоры я предложила:

Ценности

Ценности — это то, что человеку важно и интересно.
У человека нет никакой мотивации что-то делать, когда он живёт в сплошном “надо”. Личность наша формируется и раскрывается там, где нам хорошо, где есть радость и внутренний смысл. Чем больше у человека таких вещей, тем более он напитан, тем легче договориться с ним о том, что ему делать не сильно хочется.
Так что можно на время забить на посуду и переключить внимание на то — а что для него важно? Много ли у него того, что его наполняет?

Отношения

Отношения — это основа всего.
Я цитировала А. С Нилла и говорила о том, что много говорят “не орите на детей”, но нет никакой трагедии в том, чтобы иногда наорать, если в целом отношения крепкие. Если человек точно знает, что что бы ни происходило, что бы ни случилось, он может прийти к вам и положить голову на плечо, и вы его услышите и примите любым — это даст ему огромную поддержку и силы что-то делать.
Так что с вопроса “что мне с ним делать” я предлагаю переключиться на вопрос “как наладить наши отношения“.

Будущее

Я не была бы навигатором, если бы не отправила участников своего мероприятия в будущее, в котором им хочется жить)
Как оно выглядит?
Что делают люди вокруг?
Что там делаете вы?

Что вы хотите сделать прямо сейчас, чтобы сделать шаг навстречу такому будущему?
Люди отвечали:
— Пойти домой и обнять свою семью.
— Научиться лучше слышать себя.
— Пойти попить чай с экспертом.

Я говорила о том, что если мы строим образ такого будущего, и действуем исходя из него, это дает нам гораздо больше силы, чем устрашающие картины хаоса. Конечно, мы не можем взять 100% ответственности за то, что оно наступит.
Но 50% – можем)

Соответственно, и с подростками стоит на эту тему разговаривать, делать их мысли о будущем более детализированными, фантазировать вместе, чтобы было понятнее — а куда вообще идём, и зачем?

Искренность

В конце концов, хоть мы и взрослые, но мы и сами часто хотим просто лежать на диване и не шевелиться, или не знаем, что делать дальше, или не можем сделать выбор. Так как насчет того, чтобы признаться в этом? И сказать своему подростку — “Слушай, я тоже не знаю, как правильно. Я тоже не знаю, что тебе выбрать и как поступить. Но я рядом с тобой, и вместе мы как-нибудь справимся с этим“.

Или просто лечь рядом.


Ещё я предложила инструмент из Теории U про то, как делать выбор. Он состоит из 3х шагов.
1. Сбор информации. Максимально исследовать все варианты —  например, если мы говорим о выборе вуза, то изучить все места и все интересующие специальности, поговорить с разными людьми об их опыте.
2. Отдых.
После того, как информация собрана, нужно расслабиться. Мозг так устроен, что в спокойном состоянии он делает наилучший выбор. Поэтому — перестать думать о задаче, пойти гулять, уехать куда-нибудь, помедитировать, полежать в ванной, уйти в лес.
3. Открытие.
И потом, как будто это магия, открыться тому будущему, которое придёт. Расслабленный мозг в фоновом режиме обоработает всю собранную информацию и даст вам правильный ответ —  а вам для этого не нужно прилагать никаких усилий. Вы просто в какой-то момент поймёте, что нужно делать.


Как поддержать подростка и помочь ему вырастить внутреннюю опору, когда его штормит и с ним сложно humaneducation.ru

На фото я и образ, который пришёл мне прямо утром в день конференции.
Вот шторм — его плохо видно, но он вокруг острова.
Вот то, на что можно опереться во время шторма:
Остров — отношения.
Маяк —  ценности.
Маленький домик около маяка —  наш жизненный опыт.
Ореол света вокруг маяка —  будущее, в которое мы движемся.