Я никогда не забуду день, когда моя жизнь изменилась навсегда.

Мы тогда снимали смешную квартиру-коммуналку на Шаболовке. Точнее, ее часть: одна комната, в которой мы жили, принадлежала безобидным молодым алкоголикам, а две другие стояли закрытыми, и в них в раз в пару месяцев по своим делам заглядывал мрачный владелец. Соседи поговаривали, что он ненормальный и складывает там всякий хлам с помоек, но мы не видели, и главное — оттуда ничем не пахло.
В бирюзово-алой ванной над газовой колонкой зияла огромная дыра в потолке, душ не работал, ванна каждый раз протекала на соседей, на кухню не была проведена горячая вода, но это было дешево и почти в центре, у нас ещё не было детей и нам там было хорошо.

Но детей хотелось. И хотелось подойти к этому вопросу ответственно, поэтому я заранее набрала побольше книжек по детской психологии и начала готовиться. Среди прочего мне случайно попалась книга “Саммерхилл – воспитание свободой”. Саммерхилл — это демократическая школа в Англии, а книгу написал Александр С. Нилл, ее основатель и первый директор.

Пока я читала, я каждую минуту вспоминала две школы в разных районах Москвы, в которых я училась. Какими они были? Такими же, как мне казалось, как и все остальные школы в мире. Такими же, как в сериале Гай-Германики. Четкая социальная иерархия в классе, уставшие, но неплохие в общем-то взрослые люди у доски, пытающиеся сохранить дисциплину и хоть что-то положить нам в головы, необходимость играть по правилам и постоянные попытки эти правила нарушить… И непреходящее чувство лицемерия и бессмысленности всего.

Фото из сериала школа. Humaneducation.ru
Источник: imdb.com

И вот сижу я осенью 2014-го года на пыльном драном диване, на ярко-оранжевой кухне с облупившимися трубами без горячей воды, держу в руках книжку, смотрю на буквы перед своими глазами и чувствую, что мой мир переворачивается. Оказывается, школа может быть другой. Настолько другой, будто я читаю хроники параллельного мира.

В Саммерхилле главное — помочь детям найти себя и стать счастливыми.
Ходить на уроки необязательно. Когда видишь смысл, пишет Нилл, 10 лет школьной математики можно без проблем освоить за 2 года. А можно вообще не осваивать! Можно заниматься театром, лепкой, языками, биологией, вырезать корабли или просто лазать по деревьям. И после этого умудриться стать не наркоманом на социальном пособии, а ученым, врачом, художником, предпринимателем, гражданином, родителем — с 1921 года школа выпустила немало учеников для наглядной статистики.

К тому моменту я уже 5 лет преподавала английский, но не была уверена, что хочу посвятить себя педагогике, и искала своё место в жизни. Когда я прочитала про Саммерхилл, я абсолютно точно увидела — вот оно.
Раз есть школы, в которых можно быть честным с другими и самим собой, я хочу быть частью такого образования.
С того дня я ни разу в этом не усомнилась.

Я начала выяснять, какие ещё школы бывают, и что конкретно я хочу в этой сфере делать. Прочитала много книг, ходила на курсы ко всем, до кого могла дотянуться, ездила на конференции, в гости в семейные школы, поработала в одной из них…

Оказалось, что альтернатив школьной системе, которую я большую часть жизни считала единственно возможной — масса. От обычных школ с более гуманным подходом к детям до семейных клубов, в которых вообще нет уроков и учителей; от огромных инновационных школ с проектами, лабораториями и наставниками до радикального анскулинга, когда ребенок с самого начала решает сам, чему он будет учиться и чем заниматься…

И чем больше я погружалась в тему, тем больше у меня голова шла кругом. Столько методик и подходов, и все друг с другом спорят, что и как надо преподавать, и надо ли вообще, и что детям нужно, и можем ли мы решать за них, что им нужно… А я стою среди всего этого и пытаюсь понять:
А как на самом деле правильно учить детей?

Через какое-то время мой мир перестал быть черно-белым, и я поняла: никак. Идеального способа, слава богу, нет, потому что мы живем не по Хаксли и не выращиваем клонированных детей в пробирках. Все люди, которые с душой делают образовательные проекты, исходят из своих ценностей: театрал строит школу вокруг сцены, походник открывает семейный клуб с туристическим уклоном, а психолог создает пространство безопасности и заботы. И самое крутое в том, что все эти варианты имеют право быть, и каждое такое место притягивает близких по духу людей.

То, что выбор есть — это прекрасно. Но есть и проблема.
Таких мест мало. Даже в Москве, если посмотреть на карту альтернативных и семейных школ, Юго-Восточный округ выглядит как зона отчуждения. Возить ребенка через весь город в школу каждый день невозможно, даже если она идеально подходит по ценностям. За пределами Москвы их, конечно, ещё меньше.
Эти проекты — они как острова. Даже книжка недавно про свободные школы вышла, так и называется – Острова. Потому что они стоят такие маленькие, гордые, одинокие, пытаются как-то не прогореть и хорошо ещё, если между собой общаются. А вокруг – безбрежный общеобразовательный океан из экзаменов, оценок, тревожных родителей, законтролированных детей и педагогов, 40 лет зачитывающих у доски один и тот же учебник.

И получается по факту, что если ты хочешь для своего ребенка чего-то другого, то тебе нужно стать для него крутым менеджером. Найти школу, деньги на нее и способ до нее добираться; или оставить его дома, разобраться в тонкостях семейного обучения, найти репетиторов, кружки, единомышленников, научить ребенка учиться самостоятельно…
Кажется, что отправить ребенка в школу — либо большой геморрой, либо большой компромисс.

Но есть и хорошие новости. Помимо этих островов, которые варятся сами в себе, есть ещё люди, которые мыслят глобально: как бы так организовать образовательную систему, чтобы это было удобно, не противоречило человеческим ценностям и при этом шло на пользу людям и планете в целом.

Вот, к примеру, Global Education Futures: несмотря на англоязычный сайт, это русские ребята, которые недавно выпустили 130-страничный отчет о том, как должно измениться образование в ближайшем будущем, чтобы человечество не облажалось как вид.

Этот отчет подтвердил мою идею о том, что чем больше разных возможностей для обучения — тем лучше. Есть вещи, которые проще всего освоить самому, а для других нужна компания. Что-то ты можешь получить только от профессионала, а что-то – когда сам пытаешься научить другого. Одна школа, даже самая прекрасная, не может организовать внутри себя всё, что нужно ученику – но она может стать навигатором, тем самым менеджером, который поможет сориентироваться и выбрать лучший способ учебы в данный момент.

Будет здорово, если школы когда-нибудь станут такими, но что будет на самом деле — никто не знает. Ясно одно: Живому образованию нужны мосты, чтобы быть устойчивым.
И 4 года, 3 съемные квартиры и 2 ребенка спустя я открываю этот блог с желанием построить мостик для родителей в мир разношерстного и честного образования, чтобы каждому было легче найти путь по себе.

А там, глядишь, люди и идеи начнут усиливать друг друга. И живых школ, детей с горящими глазами и свободолюбивых родителей станет больше)