Давайте признаемся: мы давно ничего не зубрим. 6 способов учиться в удовольствие в XXI веке
Мир изменился, и пришло время учиться по-другому.
Информации вокруг – только успевай уворачиваться. Ценность того, чтобы что-то зубрить, не переваривая, стремится к нулю. Мозг и так перегружен.
При этом узнавать новое хочется, потому что вокруг столько всего интересного — абстрактного, профессионального, лично полезного.
И что с этим делать?
Если пытаться просто впихивать в себя информацию, пусть даже самую ценную, как остывшую картошку фри — то ничего хорошего из этого не получится. Сами знаете, когда записываешься на миллион онлайн-курсов, постоянно пытаешься выжать из своего графика время на то, чтобы их пройти, но это такие бескрайние океаны, что вместо вдохновения — сплошная тоска и претензии к себе.
Я предлагаю в наш стремительный век подойти к обучению с другой стороны — как к кайфовой возможности прокачать мышление и углубить способы взаимодействия с миром.
От идеи “запомнить всё” перейти к идее “испытать новый опыт и начать мыслить по-новому”.
Вот несколько вариантов, как это сделать.
Найти наставника
Если вы хотите прокачаться в какой-то области, то наверняка уже есть люди, которые разбираются в ней хорошо. И почему бы с ними не поговорить? Это могут быть супер-про, которых знают все, но не только. Человек, который впереди вас на 1-2 года, тоже может многому вас научить. Он уже набил основные шишки, и ещё не успел забыть о них.
Как минимум, можно попросить – помогите мне построить самостоятельный образовательный маршрут. На какие ресурсы стоит обратить внимание в первую очередь, а на какие не тратить время?
Ну а самое крутое, конечно, если вы периодически сможете консультироваться с этим человеком, чтобы он вас учил тому, что знает сам. И не всегда это должно быть за деньги – может, это ему самому в удовольствие, или вы можете договориться о бартере.
Когда я училась в Школе Навигаторов, я выбрала одного из ведущих в качестве своего наставника, и уже почти год как периодически созваниваюсь с ним и задаю ему массу вопросов о когнитивном подходе и навигации.
Учиться у друзей
Вы просматриваете список мероприятий, на которые фейсбук вам предлагает сходить? Чаще всего это те события, которые собираются посетить ваши друзья. Когда я открываю этот список, меня иногда охватывает тоска – сколько всего там интересного, никогда не хватит ресурса ходить всюду.
Но если друг куда-то сходил, то как насчёт того чтобы пригласить его после этого в гости? Он поделится впечатлениями и самыми важными моментами, которые вынес с этого мероприятия, а вы сэкономите время, узнаете основные идеи, а заодно пообщаетесь со старым знакомым на интересную вам обоим тему.
Вот моя знакомая сходила на тренинг по подростковой психологии, а на следующий день я как раз позвала её в гости на вафли. Отличное совпадение!
Делиться с другими
Ситуация наоборот – когда вы сами сходили в какое-то интересное место. Особенно если это тренинг или семинар, где давали полезные практические инструменты, которыми вы бы хотели дальше пользоваться.
Найдите друга, которому это тоже интересно, расскажите ему о своём опыте и вместе потренируйтесь использовать эти инструменты. Так во много раз повышается вероятность того, что вы их как следует усвоите и потом будете применять в жизни.
Как-то я ходила на семинар по ТРИЗ, а потом мне написала женщина, которая туда не попала, но было интересно, что там происходило. К сожалению, мы с ней потом так и не состыковались, но если бы да – потренировались бы вместе разбирать сложные ситуации с помощью тризовских инструментов мышления.
Учить других
Я выношу это в отдельный пункт, потому что для этого нужно больше наглости, чем просто тренироваться на друзьях.
Можно встать во весь рост и сказать «А кто хочет, чтобы я его этому научил_а?», даже если вы сами только недавно об этом узнали. Не стоит строить из себя эксперта, но вполне можно собрать кружок по интересам и рассказать что-то полезное.
Я пару лет назад очень вдохновилась методом учёбы по Фейнману, повесила обьявление на фейсбуке и собрала в коворкинге аж двоих незнакомых человек, с которыми мы вместе практиковались в этом методе. Все ушли довольные, мне не нужно было быть экспертом, чтобы организовать интересное время вместе.
Делиться онлайн
Ещё один отличный способ запомнить новую информацию – рассказать о ней в интернете. Написать пост в блоге или соцсетях, записать видео… С одной стороны, вы лучше уложите её в голове и структурируете, а с другой – сможете обсудить её с другими, посмотреть на неё с новых сторон, показать людям то, что для вас важно, и возможно принесёте кому-то пользу.
Я с большим удовольствием написала пост в фейсбуке по следам лекции о клинической психологии – всё сложилось в голове гораздо более упорядоченно и логично, чем если я бы просто послушала её и ничего не стала бы после этого делать.
Учиться вместе
Вы знаете, что онлайн-курсы заканчивают 5% человек? Чаще всего это потому, что либо курсы некачественно составлены, либо они этим людям не очень-то и сдались.
Но если курс правда полезный, как мировая история на Академии Хана, или мега-крутой, как курсы Линча или Геймана, то почему бы не собрать себе команду единомышленников и не пройти его вместе? Назначать сроки, к которым смотреть видео и выполнять задания, а потом собираться, обсуждать что получилось и объяснять друг другу непонятные моменты.
Когда я преподавала английский, с одной ученицей мы выбрали курс по деловому стилю и проходили его вместе. Правда, там я всё-таки была преподавателем и проверяла её задания, но в целом опыт совместного изучения курса был очень крутой.
За каждым из этих способов учиться стоит одна идея:
Я сама отвечаю за содержимое своей головы, и это невероятное пространство для творчества.
Если как следует проникнуться этой установкой, то концепция life-long learning из изнутрительной достигаловки становится увлекательной игрой.