Самонаправленное образование с двух концов
Итак, что такое самонаправленное образование? Это когда человек (любого возраста) всё САМ. Сам чего-то хочет, сам исследует мир, сам ставит цели, сам ищет способы их достичь, сам учится всему, чему хочет научиться.
Он при этом не находится в вакууме — его окружает много ресурсов, людей, он может объединяться с ними, делать что-то вместе, учиться вместе, мастерить, путешествовать, спрашивать совета, просить объяснить что непонятно.
У него могут быть разные договоренности и обязательства перед другими людьми, например по организации общего пространства.
Но в плане его образования, содержимого его головы — он всегда владеет контрольным пакетом акций, никто не принуждает его к учебе и другим активностям.
Среди людей, далеких от самонаправленного/свободного/демократического образования, обязательно найдется кто-то, кто спросит:
— Вы что, серьёзно считаете, что ребенок сам, по своей воле начнёт учить математику?
И тут становится весьма наглядно, в чем проблема с образованием в нашем обществе. Математика — это априори что-то плохое, скучное, заинтересоваться ей самому невозможно, но все НОРМАЛЬНЫЕ люди ДОЛЖНЫ её знать, поэтому пожалуйста, хоть как-нибудь, впихните её в моего ребенка, ну хоть как-нибудь, ну пожалуйста.
Одна моя знакомая ученая много лет назад написала в своём блоге “Если вам в жизни не нужна математика, значит, у вас очень скучная жизнь”. Я с ней не согласна, потому что можно интересоваться множеством других вещей и обойтись без математики; но суть не в самой математике, а в образе мышления — нет никаких изначально скучных вещей, во всём есть свой кайф, нужно просто уметь его находить.
Самонаправленное образование — это стиль жизни, комплект ценностей, определенный взгляд на мир. И это очень крутой взгляд — ты видишь мир, как пространство возможностей, ты пробуешь себя в чём захочешь, ты открыт, гибок, спонтанен, ты делаешь самые невероятные вещи с самыми разными людьми.
Окей, да, возможно, при таком раскладе ты никогда не дойдёшь до математики, а страстно увлечешься археологическими экспедициями, или станешь таксидермистом, или начнёшь писать романы.
Возможно, ты никогда не дойдёшь до математики. Но что у тебя точно будет — так это сильная личность. Уверенность в себе, широта взгляда, опора на себя, внутренняя мотивация, внутренний огонь, который будет направлять тебя, увлекать тебя, провоцировать тебя искать, и пробовать, и жить, и дышать, и мечтать, и расти, и любить, и менять то, что ты захочешь изменить.
И, возможно, ты при этом сильно полюбишь математику. Но необязательно.
А теперь — почему этот пост называется “самонаправленное образование с двух концов”.
Потому что у школы есть два конца: вход и выход, первый класс и одинадцатый. И образование человека может быть самонаправленным до (и вместо) школы; или после неё.
Фактически получается, что есть два вида самонаправленного образования: для детей и для взрослых.
У детей же всё по умолчанию есть: любопытство, неуёмная жажда познавать мир, всё пробовать. И некоторые родители думают “окей, с ним уже всё в порядке, как сделать так, чтобы с ним и дальше всё было в порядке?” — и либо оставляют ребенка на семейном обучении, либо отдают в свободную школу; короче, не дают системе его прожевать и выплюнуть.
И тогда, судя по исследованиям старейших демократических школ мира, с детьми действительно продолжает быть всё в порядке — они занимаются тем, чем им интересно, и при этом становятся активно включенными в общественную жизнь гражданами и семьянинами.
В Москве есть уже несколько пространств самонаправленного образования для детей: Бюллербю, НОС, Утренняя школа, У.Дача, Время и место. И это вдохновляет 🙂
А что же насчёт тех, кто уже прошёл через уравниловку системы — подростков и взрослых?
Совсем не обязательно их школа была прям ужасной, она могла много дать и многому научить; но всё же в какой-то момент жизни человек обнаруживает у себя в голове вопросы, ответы на которые ему там не дали, и даже не собирались.
А вопросы эти очень важные:
- Как мне узнать, кто я, как устроено моё сознание?
- Какой образ жизни мне подходит, и как мне его создать?
- Какие у меня ценности, как их развивать?
- Частью какого сообщества я хочу быть?
- Что я хочу создавать, и как это делать?
- Как зарабатывать деньги, не отказываясь при этом от других важных для меня вещей?
И чтобы как следует во всём этом разобраться, прежде всего стоит научиться самонаправленному образованию — как отдельному, очень полезному навыку.
Можно самому. А можно с тем, кто поддержит, поможет, покажет — например, с навигатором.
Со мной 🙂