Дисциплина под микроскопом
Глава «Discipline, Dissected» из книги Блейка Боулза “The Art of Self-Directed Learning: 23 Tips for Giving Yourself an Unconventional Education“. Перевод Лады Лебедевой, редактура Анны Лолейт и Ани Козловой
Писатель Джон Чивер каждое утро надевал костюм и съезжал вниз на лифте в своём особняке.
Вместо того, чтоб остановиться на первом этаже, он продолжал путь до кладовки в подвале.
Там он сбрасывал одежду, оставшись в нижнем белье, и писал до полудня. После этого он вновь одевался и поднимался на лифте к обеду, затем продолжал свой день, зная, что самое важное на сегодня уже сделано.
Самый первый и обоснованный страх у самоучки: Получится ли у меня сделать то, что я хочу? Если взять пример Чивера, ответ прост: относись к своей жизни как к невероятно высокооплачиваемой работе. Делай своё дело каждый день, посвящай ему часы, работай усердно — и начнётся магия.
Автор Стивен Прессфилд называет такой подход “становлением профессионала”. Идея в том, что мы добиваемся цели, когда отбрасываем все отговорки, устраняем все отвлекающие факторы и призываем на помощь каждый грамм нашей самодисциплины.
Однако нам следует отнестись внимательнее к самому понятию “дисциплина”. Эссеист Пол Грехэм объясняет: “Самая опасная иллюзия, которую мы приобретаем ещё в школе – это идея, что большие свершения непременно сопряжены с огромной дисциплиной.” При этом, как утверждает Грехэм, многие из лучших творцов и достигаторов — ужасные прокрастинаторы с нулевой дисциплиной в отношении дел, которые они считают скучными.
Итак, у нас есть два подхода к понятию дисциплины. Первый – это погрузиться в дела, отбросить все отвлекающие факторы и выполнять работу, несмотря ни на что. Второй – ни к чему себя не принуждать, воспринимать прокрастинацию как обратную связь и ждать, пока не придет вдохновение.
Оба верны.
Попробуйте вот что. В следующий раз, когда вы столкнетесь с устрашающей задачей, которую нужно сделать именно вам, задайте себе три вопроса:
- Если я не выполню эту работу, буду ли я потом чувствовать себя плохо, возможно, даже физически больным?
- Когда я выполнял эту работу в прошлом, чувствовал ли я, что это что-то важное для моей жизни или для мира?
- Когда я выполнял эту работу в прошлом, нужно ли мне было просто преодолеть первоначальный барьер, а затем самомотивация взяла верх?
Если вы ответили утвердительно на все три вопроса, тогда это то, что нужно делать. Пришло время отключить Wi-Fi, писать в нижнем белье или делать все остальное, что необходимо, чтобы уткнуться носом и начать работать.
Если на большинство вопросы вы ответили “нет”, возможно, вы работаете не над тем проектом или подходите к нему с неправильной стороны. Прикладывание усилий здесь может не помочь — пришло время сменить направление.
А если ваш ответ на вопросы “не знаю” или “у меня недостаточно информации” – значит, пришло время провести небольшое исследование. Попробуйте сосредоточиться на задаче и внимательно понаблюдайте за собой. Чувствуете ли вы себя увлеченным? Стоит ли это вашего времени? После того, как вы по-честному приложили усилия, снова задайте себе эти три вопроса.
Например, я думаю о беге и писательстве. Если я слишком долго откладываю пробежку или авторский проект:
- Я начинаю чувствовать себя плохо, иногда даже физически больным.
- Я перестаю чувствовать, что что-то меняю к лучшему в мире или в своем здоровье.
- Я понимаю, что просто избегаю трудностей в самом начале — надевания обуви или открытия текстового редактора, — а не самого дела, которое мне очень нравится после того, как я начал.
Более чем какое-либо другое, искусство самонаправленного обучения — это искусство понимания того, что вас увлекает, что отвлекает и что вам важно достичь в вашей жизни прямо сейчас.
Собрать эту информацию требует, казалось бы, бесконечного количества рефлексии, обсуждений и самоанализа. Но вознаграждение, по словам моего друга Дэва Кэри, заключается в том, что дисциплина становится просто запоминанием.