Не успели найти себя в юности? Сделайте это сейчас
И взрослые у меня в навигации, и родители детей часто говорят мне: эх, вот бы у меня в детстве был наставник/навигатор/тьютор! Я бы тогда нашла своё и ещё с того времени бы этим занималась, и не потратила столько времени своей жизни зря!
Я про себя тоже так долго думала. Я училась в строительном вузе на менеджера-экономиста – ну камон, что это вообще? И несколько месяцев назад пришла с этим к психотерапевту, мол, никак не могу отпустить печаль по поводу бесцельно потраченных там лет.
А она мне на это дала упражнение. Очень простое. Если у вас тоже есть такое переживание про утраченное время, предлагаю вам тоже его сделать.
Она мне сказала: напиши всё, что тебе дала эта учёба. Всё, что есть важного в твоей жизни благодаря ей.
И знаете что? Я нашла это важное.
Дело в том, что я считала себя закоренелым гуманитарием. Ну, люди ж любят ярлыки на себя навешивать.
Вуз выбирала себе не я, и тем, кто мне его выбирал, я сказала – ненавижу всё техническое, ненавижу черчение (травма от плохих школьных учителей), так что давайте мне самую гуманитарную специальность. Ну, поэтому я и менеджер-экономист.
Но поскольку вуз строительный, то даже у экономистов есть базовые инженерные предметы. На первый из них я шла с содроганием… А вышла счастливая.
Прекрасные преподаватели помогли мне увидеть, что нормально я могу и чертить, и проектировать, и вот это всё, чего я так боялась.
Не просто нормально. Я стала лучшей в группе по архитектуре и другу на день рождения начертила проект двухэтажного дома.
После чего я начала изучать компьютерную графику, пошла учиться на художника по спецэффектам, работала на прекрасной мульт-студии, до сих дружу со многими замечательными людьми оттуда и вспоминаю то время как одно из лучших в своей жизни.
Из компьютерной графики я взяла системное мышление, на которое очень сильно сейчас опираюсь, когда работаю с людьми.
А ещё я поняла, что всё это разделение на гуманитариев и технарей – полнейшая чухня, которая ограничивает сознание. И поскольку я узнала об этом изнутри, я с полной уверенностью могу помогать вытряхивать эту фигню из головы тем, с кем работаю.
Так вот, возвращаясь к теме “ах если бы у меня был навигатор в детстве”. С очень большой вероятностью он помог бы мне поступить на лингвиста, куда я хотела сама подростком. И моя жизнь сложилась бы совсем по-другому. Может лучше, может хуже. Но вот сейчас, оттуда где я нахожусь – было бы очень грустно никогда не узнать про черчение, про CG, про то, как это круто и что я это могу. Так бы и верила в гуманитариев дальше.
Всё, что со мной было – это мой опыт. Это всё про меня. В сухом остатке нет ничего неважного.
Сейчас у меня есть ценности “быть собой”, “стать собой”, “максимально реализоваться”. И ради этих ценностей я переплавляю всё, что было в моей жизни, и учусь опираться на все навыки, которые у меня есть, откуда бы они ни пришли.
Но у меня не было таких ценностей в 17 лет.
Мне кажется, сожаление об упущенных возможностях в своей основе имеет идею “Уже поздно. Сейчас я не могу”. Но мне кажется, всё совсем наоборот. Именно сейчас, когда у нас есть опыт и знания, накопленные пробы и ошибки – мы МОЖЕМ как никогда раньше.
У подростка опыта мало. И с какой-то точки зрения пофиг, что он делает и чем занимается (если это не опасно для жизни) – это всё багаж, на который потом можно опереться.
Важно увидеть, что “найти своё” – это ценность взрослого. И мысли “вот бы я знал об этом, когда был молодым!” – это пожелание СЕБЕ. Конечно, очень хочется поделиться своими ценностями с детьми. Но мы же знаем, как они относятся к тому, когда мы им отвешиваем мудрости?)
Если бы всё было так просто – то не было бы историй об детях обеспеченных родителей, у которых масса возможностей, тьюторов, кого угодно – а ребёнок почему-то не бежит реализовывать свой потенциал, а лежит в углу и просит только чтобы от него отстали. Бросает элитный вуз и устраивается курьером.
Короче.
Если есть задача жить свою жизнь, значит, именно сейчас наилучший момент, чтобы этим заняться. В любом возрасте.
Если такой задачи нет, не страшно. Всему своё время.