Будьте собой, чтобы дети смогли этому научиться
Я на выходных была на энкаунтере. Это вроде тренинга, но не тренинг, а просто возможность два дня побыть собой в компании других людей. Нас было человек 12, мы немножко играли на укулеле и пели, но в основном просто разговаривали – о том, что нам важно, о том, как это быть человеком и жить человеческую жизнь и ещё о миллионе разных вещей.
У меня колоссальное количество опыта и радости по поводу того, что я там была, и написать об этом нет кажется немыслимо, потому что это как, не знаю, трехмесячный поход по Непалу запихать в формат школьного сочинения. Не хочется даже и начинать. Но есть одна вещь, к которой я пришла через пару дней после энкаунтера в разговоре с одним из организаторов, про рамки и свободу.
На этом мероприятии вообще не было внешней структуры, в которую можно вписаться. То есть даже в самом начале, когда мы собирались, не было части про «Давайте скажем, как нас зовут и зачем мы сюда пришли». Нет. Мы просто сели, помолчали немного, а потом вещи начали происходить. Знакомились по мере необходимости, ну это было несложно.
И вроде бы как в таком абсолютном отсутствии рамок могло бы происходить вообще все что угодно. Вроде да – но на самом деле нет. В наших разговорах так или иначе очень сильно присутствовали темы субъектности, ответственности за свои чувства и выбора своих реакций на внешние события. Многие разговоры в итоге сводились к этому. И я могу точно сказать, что благодаря глубокому погружению в эти темы я вышла на новый уровень соединенности с собой.
Но почему мы говорили об этом, если мы могли говорить о чем угодно? Потому что хоть у нашей встречи не было внешней структуры, но была внутренняя. Которую задавали собой сами участники, и в том числе организаторы (психологи – представители человекоцентрированного подхода), которые делились своими историями, взглядами, опытом. Они делали это не с заранее продуманной целью научить нас чему-то, а просто рассказывали о том, что важно для них самих, как они меняются в течение жизни, как реагируют на вещи, как учатся справляться со сложностями.
Хоть они и были организаторами, они не глушили себя, чтобы не мешать нам проявляться. Наоборот, если им хотелось быть яркими, они были яркими. И это не отнимало у нас возможности тоже быть яркими, или любыми, какими нам хотелось в тот момент быть. В этом пространстве каждый смог получить то, что ему нужно сейчас – и вырасти.
Так вот, что я в свете этого думаю о свободе в образовании и воспитании.
Есть сейчас такое поветрие в обществе, что не надо мол слишком сильно маячить собой, а то заглушишь проявления ребёнка. Дай ему пространство искать себя и отойди подальше.
Я не согласна.
Я и раньше считала, а теперь ещё сильнее в это верю, что глубокой, цельной, зрелой личностью можно стать рядом с глубокими, цельными, зрелыми личностями, а не в чистом поле. И нужно видеть их такими. А для этого им нужно показывать себя, а не прятать в угол.
Конечно не надо навязывать детям то, о чем они не просили. Но когда ты проявляешься всем собой, когда ты делаешь и говоришь то, что для тебя важно, отвечаешь сам за себя – ты ничего не навязываешь, но даёшь пространство вырасти рядом с тобой.
Собственно, как мы можем предоставить кому-то свободу, если у нас самих нет её внутри, если мы своей жизнью не нащупали, каково это – быть в контакте с собой?
Я по себе заметила: я могу дать свободу ребёнку только там, где у меня самой внутри гибко. Там, где я смогу выдержать все, что бы с ним ни происходило, где у меня есть ресурс быть с ним в этом и дать ему возможность опереться об меня.
Там, где у меня внутри жестко, где мне самой непонятно, что происходит, где мне страшно – о какой свободе ребёнку может идти речь? Спрячься за меня, как-нибудь выживем.
И чем дальше я иду по пути познания себя, чем более проработанным человеком я становлюсь, тем больше у меня внутри места для той – умной, глубокой, осознанной – свободы, о которой я мечтаю для себя, своих детей, своей семьи и всего мира.
Так что я против идеи «просто отпустить детей», я против идеи «всё ради детей, а себя задвинуть».
Я за идею «всё через себя».
Я за идею «при детях учиться быть собой».