Какое бывает альтернативное образование humaneducation.ru

В прошлый раз я прошлась по разным формам образования. Их немного: альтернативные государственные, частные и семейные школы, семейное образование и учеба в путешествии. В плане организации сложно придумать что-то кардинально новое.

А вот содержание, то есть что происходит внутри этих школ и нешкол — гораздо более интересный и непростой вопрос. Разных методик полно: Монтессори, Вальдорф, Реджио, система Жохова, школа-парк, анскулинг, неформальная педагогика…
Сразу разобраться, чем они все друг от друга отличаются, сложно. Поэтому давайте для начала объединим все возможные подходы к образованию детей в три больших направления: консервативно-гуманное, прогрессивное и самонаправленное.

Консервативно-гуманное образование

Тут всё просто. Сюда относятся те случаи, когда дети учатся по стандартной школьной программе или около того, но отношение к ним другое, чем в обычной школе.

Это школы, практикующие гуманный подход Шалвы Амонашвили, и все школы и семьи, которые пока не готовы на глобальные эксперименты, но хотят делать что-то по-другому.

Отличия от школы выглядят по-разному. Например, вместо того чтобы подчеркивать красным ошибки, учителя обводят зеленым правильные ответы. Или к стандартной учебе добавляются духовные, религиозные, философские грани. Или в классе индивидуальный подход, каждый учится в своем темпе, дети проявляют инициативу, творят, поют песни, ходят во время урока, объединяются в группы, сильные помогают отстающим, нет оценок, уроки другой длины, классы маленькие — но в итоге все всё равно осваивают один и тот же стандартный материал.

В результате такого образования академические знания у детей на уровне школы, но свободы и возможностей для развития больше.

Прогрессивное образование

Большая часть альтернативных методик относится сюда.

В каждой из них есть своё представление о том, чему и как нужно учить детей. И в соответствии с этим создатели методики или организаторы школы разрабатывают свою программу — выбирают предметы, их последовательность, взаимосвязь и глубину. Например, школа Илона Маска Ad Astra специализируется на математике, естественно-научных и технических дисциплинах и информационных технологиях, а музыку и языки дети вообще не изучают. А в вальдорфской педагогике наоборот: творчество, иностранные языки и музыка считаются самыми важными дисциплинами для развития эмоционально зрелых личностей.

Основа всех прогрессивных подходов — крутые учителя, они же психологи, они же методисты, они же мастера на все руки. Таких преподавателей готовит программа Учитель для России, таких ищут или выращивают сами современные частные школы Новая школа, Хорошкола и Летово и маленькие альтернативные школы. 
В той же вальдорфской системе один учитель ведет почти все предметы до 7-го класса. Идея такая: если мы требуем, чтобы один ребенок владел всем этим материалом, то и один учитель тоже может. А заодно он поёт, вяжет, играет на флейте и знает миллион историй.
А в Монтессори учитель — искусный наблюдатель, который не вмешивается без нужды, но четко отслеживает, как развиваются дети, что их мотивирует и как меняются их интересы. И в соответствии с этим помогает им учиться наилучшим образом.

Помимо высококлассных учителей, в прогрессивной школе есть тьюторы, собственные учебники, лаборатории, проекты, выходы в реальный мир и всё остальное, что ей нужно для достижения своего “зачем”. 

В идеале в результате такого образования академические знания и навыки детей качественнее и глубже, чем после обычной школы.

Самонаправленное обучение

Между понятиями “самонаправленное обучение” и “анскулинг” есть разница, я потом отдельный пост напишу, но пока давайте считать, что это примерно одно и то же.

В этом подходе нет вообще никакой программы. Ребенок свободен делать и исследовать то, что ему хочется. Его направляет природное любопытство, и каждый момент времени он выбирает то, что актуально для него прямо сейчас.

Некоторые дети, которые учатся дома на семейном, растут именно так. Их родители верят в то, что жизнь — сама по себе прекрасная возможность учиться, и не нужно привносить в неё искусственно организованные занятия.

Но есть и школы с такими же принципами. Самая старая и известная — Садбери Вэлли. Там есть учителя, но нет уроков — дети целыми днями занимаются тем, что им интересно, и приходят к учителям со своими вопросами, когда сами захотят. В России несколько школ, например Перемена, работают по модели  школа-парк — уроки есть, но дети сами решают, на какие из них идти и идти ли вообще. А в Подмосковье есть пространство по модели Садбери Вэлли, оно называется У.Дача. Там ни уроков, ни учителей — по утрам родители с детьми собираются на общий круг и каждый объявляет, чем он сегодня будет заниматься. И занимается.

Организаторы У.Дачи пишут, что детям гораздо легче найти себе занятие и наслаждаться процессом, чем взрослым со своей закаменелой установкой “мне нужны цель, план и результат”)

Академические результаты такого образования непредсказуемы — где-то будут зиять огромные провалы с точки зрения “базового набора знаний”, а что-то будет изучено глубоко и всесторонне. Главное, что чаще всего эти дети, вырастая, прекрасно умеют прислушиваться к себе и знают, чего хотят. И если им для достижения целей не хватает каких-то знаний, то восполнить пробелы — не проблема.


Вот такие три разных подхода: гуманно-консервативный по школьной программе, прогрессивный по своей программе и самоправленный вовсе без программы. Иногда они сочетаются в пределах одной школы или семьи: например, математика строго по программе, естественно-научные предметы одним блоком углубленно и целостно, и много свободного времени на самостоятельное познание мира, игры, общение и творчество.

Какое бывает альтернативное образование humaneducation.ru

Вы задались вопросом, какой подход лучше, или для вас всё однозначно?