культура согласия в обучении humaneducation.ru

Глава «Consensual Learning» из книги Блейка Боулза “The Art of Self-Directed Learning: 23 Tips for Giving Yourself an Unconventional Education“. Перевод Степана Захарова, редактура Ани Козловой

Сразу же после окончания колледжа я записался на курсы санитаров скорой помощи. Мне очень хотелось поскорей получить конкретные прикладные навыки после 16-ти лет сидения за партой.

Я надеялся, что курс начнётся с самого интересного. Например с того, как остановить сильное артериальное кровотечение или как правильно вставить ручку в трахею, чтобы человек мог дышать или как наложить шину при переломе бедра.

Но первое занятие было про согласие.

Я узнал, что санитары скорой помощи, которые не задумываются о согласии, могут наломать немало дров. Приехать на место ДТП и начать сразу же перетаскивать людей в скорую — и серьезно навредить кому-нибудь с травмой спины. Начать лечить ребёнка без согласия родителей и вляпаться в огромные неприятности.

Из книги The Art of Self-Directed Learning Блейка Боулза

Базовый принцип звучит так: “Получи согласие, потом помогай”. Потому что без согласия ты можешь навредить вместо помощи.

После этого занятия я вспомнил все свои 12 лет в школе и задумался. В моей школьной жизни безусловно было немало добросердечных людей с самыми лучшими намерениями, НО кто-нибудь хоть когда-нибудь спрашивал о моём согласии? Кто-нибудь задавал и серьезно обсуждал со мной такие вопросы, как: “Хочешь ли ты вообще ходить в школу?”, “Тебе нравится это домашнее задание? Ты готов его выполнить?”, “Был ли для тебя ценен этот урок?”, “А чем бы ты занялся вместо того, чтобы скучать?”.

Тогда я понял, что школа — это не то место, где можно научиться культуре согласия. Это очень грустный факт, особенно учитывая, что согласие — основа всех здоровых отношений и здоровых сообществ, которые я знаю. Я понимаю согласие (или консент) так:

  • Я понимаю, на что я соглашаюсь;
  • Я знаю, что есть другие варианты и знаю, что это за варианты;
  • Я говорю “Да” и у меня всегда есть право сказать “Нет”.

Приведу пример. Представим, что вы хотите записаться на кулинарный курс. Ваше полноценное согласие в этом случае будет означать, что вы внимательно прочитали описание курса, ознакомились с отзывами, сравнили этот курс с другими и разобрались с процедурой возврата средств.

После всего этого вы готовы принять взвешенное, обоснованное решение об участии в кулинарном курсе и при этом оставляете за собой право уйти с курса.

Теперь представьте, что вы применяете этот принцип к каждой образовательной ситуации в вашей жизни. Именно так и выглядит ежедневный труд самообразованца.

Самонаправленный выпускник старшей школы не просто поступает в “самый лучший ВУЗ” из тех вариантов, которые ему подходят. Он посещает разные ВУЗы, договаривается о встречах и беседует с преподавателями, переписывается с со студентами и находит информацию о выпускниках. Он рассматривает не один, а несколько разных ВУЗов. Он рассматривает вариант “не поступать вообще”.
А поступив, не забывает о том, что всегда может поменять факультет или совсем уйти из ВУЗа, если это потребуется.

Самонаправленный подросток-хоумскулер не живёт с мыслью о том, что его родителям виднее и, что если во всём следовать их советам, он автоматически добьётся успеха. Он как можно раньше начинает брать на себя ответственность за своё образование. Он использует книги, интернет, разговоры с людьми, чтобы искать информацию, которая поможет ему принять взвешенное решение. Если учебный план, который предлагают родители, перестаёт совпадать с его интересами, то он ставит свои интересы в приоритет. Если ему захочется попробовать походить в школу, то он может предложить это в качестве эксперимента. Он чувствует себя активным участником, а не пассивной фигурой в процессе собственного образования.

Самонаправленный родитель, который хотел бы, что бы его ребенок играл на скрипке, не просто записывает его на занятия. Он объясняет ребенку свою позицию, например так: “Я бы хотела, чтобы ты понимал ценность музыки”. Он предлагает другие занятия, которые могут помочь ребенку развить то же качество: уроки игры на гитаре, занятия по электронной музыке, абонемент в концертный зал. Он четко формулирует свои ожидания: “Я бы хотел, чтобы ты качественно занимался три раза в неделю.” Он делает так, чтобы у ребенка была возможность всё обдумать, взвесить разные варианты и дать ответ.

Он не заставляет, не хитрит, и не шантажирует. Он относится к своему ребенку, как к будущему взрослому и поэтому когда ребенок говорит “нет” — это значит нет. А если у взрослого совсем сдают нервы — идёт и записывается на курсы скрипки сам, чтобы подать пример.

Клайв Льюис писал:

“Из всех тираний, та, что существует ради блага собственных жертв, скорее всего окажется наиболее деспотичной”.

Образование — не исключение.

Как сказал мой друг Итан Митчелл, стать самонаправленным учеником — значит начать учиться по согласию.

Откажитесь от тирании принудительного образования. Ни один результат этого не стоит.