Интегральный подход Кена Уилбера как путь к внутренней свободе humaneducation.ru

Представьте себе мир, где всем друг с другом нормально.

Арабу нормально с евреями, христианину — с буддистами, маме, которая кормит грудью — с мамами, которая кормят смесью, чайлдфри с многодетными, гетеросексуалу с геями, вегану с мясоедами, а патриоту — с мигрантами.

И не в том плане, что “Да-да, я очень толерантный и я тебя потерплю, но ГОСПОДИ, как же ты неправильно живёшь, и как бы я хотел объяснить тебе, что с тобой не так”.

А скорее “Я вижу перед собой человека, а не ярлыки. И если мне интересно узнать про тебя побольше, то расскажи мне свою историю. А если у меня есть дела поважнее, то ими я и займусь, вместо того чтобы тратить время на мысли о разнице между нами”.

Это очень спокойный мир. Никто не начинает войн во имя своей веры, не проводит годы своей жизни в интернетных боях, не ранится, не мучает и не игнорирует других из-за того, что они не разделяют его мировоззрение.

Каждый просто живёт свою жизнь.

Я давно пытаюсь создать такой мир внутри себя. При этом я ещё бесконечно далеко от своего идеала, меня много чего бесит, я часто осуждаю других — к сожалению.

И я совершенно не предлагаю оправдывать насилие, и злюсь на всех, кто увеличивает страдание на Земле. Просто это разные вещи — есть конкретные люди, которые действуют из боли и умножают боль; но ни национальность, ни религия, ни политические или жизненные предпочтения никогда автоматически не делают человека плохим или неправильным. 

И я очень радуюсь каждый раз, когда у меня появляется возможность узнать разных людей глубже, увидеть их невообразимо прекрасную сложность и многогранность и уйти ещё чуть дальше от раскладывания их по выдуманным коробкам у себя в голове.

Вообще, идея, что со всеми всё в порядке, легла в фундамент моего мировоззрения уже много лет назад. Но очень долго мне не хватало рационального, словесного обоснования, почему это так; а всегда проще опираться на какие-то ценности, когда можешь их обьяснить.

И вот однажды я наткнулась на “Краткую историю всего” — книжку, которая разложила по полочкам всё. Точнее сказать, ВСЁ. Вообще ВСЁ.

Итак, знакомьтесь — Кен Уилбер.

Кен Уилбер — американский учёный-биохимик, который всегда любил много читать — про психологию, буддизм, даосизм и много других интересных вещей.

И, как и многие люди, он увидел, что мировоззрения разных народов, религий, обществ, социальных слоев имеют между собой много общего. Как будто они разными языками рассказывают об одном и том же. И он решил разобраться и структурировать — о чем именно.

Он написал на нескольких сотнях карточек все известные ему модели описания мира: психологические, политические, религиозные, научные — марксизм и каббала, христианство и квантовая механика, Пиаже и Маслоу; разложил их на полу и попытался собрать в единую структуру. 

Он увидел, что каждое учение рассматривает либо отдельного человека, либо общество целиком; и либо снаружи, либо изнутри. В результате у него получилась таблица, которую сейчас называют “Матрица AQAL”, а в ней — четыре квадранта.

Интегральный подход Кена Уилбера как путь к внутренней свободе humaneducation.ru

Вот несколько примеров.

Все религии имеют дело с внутренними переживаниями людей — это верхний левый квадрант, потому что религиозный опыт — это то, что человек воспринимает непосредственно. А если мы как нейрофизиологи наклеим на монаха датчики и будем измерять активность разных частей его мозга, пока он медитирует, то мы воспринимаем его мозг снаружи, как обьект — это верхний правый квадрант.

Праздник дождя у австралийских аборигенов — это часть их культуры, которая находится в нижнем левом квадранте. А если мы как социологи поедем изучать и анализировать их обычаи, то мы оказываемся снаружи — в нижнем правом.

Ну и так далее.

Понятно, что просто распределением всего подряд по четырем квадрантам дело не закончилось — это же не обьясняет то, почему взглядов и мировоззрений так много. Внутри квадрантов есть разные уровни. И я даже не буду пытаться обьяснить вам про них, потому что сама понимаю это процентов на 15 наверное. Выглядят они например так:

Интегральная теория Уилбера — очень интересная, сложная, многогранная штука, которую изучают и применяют тысячи людей по всему миру во всех сферах жизни: психологии, медицине, образовании, бизнесе, творчестве и где только можно представить. У меня нет цели обьяснить её вам. Если хотите узнать больше, почитайте вот эту или эту статьи на “Эросе и Космосе”.
Я скорее хочу поделиться своими чувствами и тем, что изменилось в моём отношении к миру, когда я познакомилась с ней.

Все эти иудаизмы, марксизмы, теории развития и теории систем, которые Уилбер собрал в одну табличку и сверху залепил своими заумными терминами — по сути, просто слова, которые мы придумываем, чтобы объяснить себе мир. Мы так устроены: нам нужно как-то его понимать, иначе совсем страшно.

Проблема в том, что после того, как мы придумываем себе все эти слова, мы начинаем отождествлять себя с ними, как будто, кроме них, ничего нет. И начинаем за эти слова друг с другом драться.

Мы сражаемся за то, что наши слова — единственно верные. И совсем упускаем из виду, что…

Мир целостный!

Все вещи и идеи, которые мы считаем отдельными, никак не связанными друг с другом и порой противоречащими друг другу — на самом деле части одного целого. 

Разделение иллюзорно.

Есть единый, невероятно сложный мир, состоящий из котят, Трампа, туманности Андромеды, нейронов в нашей голове, книжек про Гарри Поттера, и есть наше восприятие этого мира, имеющее такое же право на существование, как и он сам.

Все концепции, идеологии, мировоззрения смотрят на одно и то же, потому что ничего другого нет. Просто описывают это разными словами.

Некоторые из них описывают бóльшую часть реальности, некоторые меньшую.

Некоторые несут более гуманистические ценности, некоторые менее.

Но ничто не исключает другое. Наука не исключает искусство, христианство не исключает язычество, бихевиоризм не исключает экзистенциализм.

Они все — части одного целого — нашей всепланетной попытки познать и как-то упаковать в словесные рамки феерически непостижимый мир вокруг нас.

А когда мы пытаемся выкинуть несимпатичные нам теории, то это всё равно как если бы физика вдруг закатила истерику и заявила:

— Я — единственно правильная наука! Биология, география, астрономия — полная херня. Всё состоит из атомов, поэтому единственный исследовательский прибор, которым вы имеете право пользоваться — наномикроскоп!

(Понятия не имею, с помощью чего на самом деле смотрят на атомы, или те более маленькие штучки, из которых состоит вселенная, но идею вы поняли).

Никто не отрицает, что всё состоит из супер-маленьких частиц. Но если мы будет изучать только их, то мы никогда не увидим, как из них образуются молекулы, клетки, печеньки, дельфины, Иберийский полуостров и астероиды.

Для меня это про свободу внутри. Мне больше не надо выбирать, какая часть мира правильная, а какая — нет. Какие люди хорошие, а каких неплохо бы переделать. Мне не нужно выбирать чью-то сторону и включаться в борьбу — мысленно или на деле.

Я внутри себя позволяю всему быть.

При чём дело же не в том, что миру нужно моё разрешение — он такой, какой есть, совершенно вне зависимости от моего мнения на его счет. Разрешение нужно мне самой. Мне так спокойно. Я не пытаюсь отрезать от мира куски и кричать, что они меня не устраивают; я ориентируюсь на свои ценности и выбираю то, что мне близко, ничем себя не ограничивая.

Вот вам пример. У меня есть два человека, которые помогают мне наводить порядок в голове: первая — личный психотерапевт, второй — психолог-супервизор, который поддерживает меня в моей навигаторской практике.

Они работают в разных подходах, представители которых часто спорят друг с другом о большей “правильности”: у неё — психоанализ и процессуальный подход, у него — когнитивно-поведенческая терапия.

Но для меня нет никакого конфликта: я вижу, что они оба за психическое здоровье и высокий эмоциональный интеллект, умение быть счастливым и опираться на себя. Они очень разные, но оба классные профессионалы. Она работает в основном с моим подсознанием, он — с сознанием, а я стараюсь максимально впитывать всё, что они мне дают, и вместе получается комбо, которое позволяет мне расти с феерической скоростью.

Когда отказываешься от попыток расчленить мир, он становится безграничным. Появляется масса энергии, чтобы спрашивать себя: Что мне интересно? Как я могу лучше узнать жизнь и людей вокруг? Куда я хочу двигаться? Как я хочу жить? 

Каждый из нас — маленькая частичка большого, цельного мира.

Мы все хотим быть счастливыми.

И самое прекрасное, что у нас всё для этого есть.