Не надо никого мотивировать humaneducation.ru

Недавно на детской площадке две мамы рядом со мной разговаривали о школе. Жаловались друг другу на несовершенство системы:

— Представляете, у нас в первом классе оценок не ставят!
Да, да, у нас тоже такое было, но все родители проголосовали, и со второго полугодия оценки начали ставить. Что это вообще такое придумали — без оценок учиться?

Я удивилась по себя — что за критичная необходимость в оценках, тем более в первом классе? Мы сами и то вроде без них обходились. Ну были там какие-то солнышки и свинюшки, но разве к ним кто-то относился серьёзно?

Но через несколько минут картинка сложилась.
Одна из мам решила, что пора домой, и стала убеждать в этом своего сына.
А ну быстро пошли! Ты всё равно не играешь! Пошли, а то мультиков не будет! Пошли, я сказала!
Ребенок лицом и телом выражал всю гамму эмоций асфальта, и через секунду мама сменила тактику:
Пошли, сыночек! У нас же печеньки есть, пойдём, я тебе дам!
Мистер-бетонная-стена не сопротивлялся и не был чем-то невероятно занят. Но потребовалось минут десять угроз и обещаний, чтобы он включился в реальность, услышал, что от него хотят, и спокойно пошёл в сторону дома.

Почему этой маме так нужны оценки в школе? Потому что кроме приёмов внешней мотивации, у неё нет никаких способов воздействия на ребенка.

Что такое внешняя мотивация? Это всё, что применяют одни люди к другим, чтобы заставить их что-то делать. Она может быть положительная: похвалы, оценки, деньги, конфеты, и отрицательная: ругань, наказания и те же оценки, только низкие.

То есть причина, почему человек что-то делает, не связана с тем, что он делает.

В отличие от внутренней мотивации: я делаю что-то, потому что я сам так решил. Потому что мне самому это важно.

Кажется — какая разница, мотивация есть мотивация, мы получаем результат — и хорошо. Ребенок делает то, что нам нужно.

Нифига не хорошо, разница колоссальная.
Давайте разбираться.

В чем проблема с внешней мотивацией?

1. Она плохо работает

Ну, это верхушка айсберга. Я слышу иногда, мамы жалуются на своих детей: “Вообще не хочет учиться!”. Интересно, почему, вы ведь так усердно его мотивируете.

В младшей школе многим детям ещё важны оценки или желание выглядеть хорошими, но дальше это работает всё хуже. И, честно говоря, те, кто отказываются в это играть, кажутся мне более цельными и зрелыми личностями.

Ругать ребенка тоже неэффективно: чем больше ругаешь, тем больше он отстраняется и уходит в себя, чтобы не слышать этих бесконечных угроз и претензий.

А если, например, платить, то ему быстро станет скучно. Сначала было прикольно мыть посуду за 100 рублей, а щас уже неохота напрягаться… Хоп — и он никогда больше не помоет посуду по своей воле. Либо плати больше, либо сама, мам.

2. Нет мотивации — нет действия

Почему ребенок делает то, что ему говорят? Потому что он получит ириску или подзатыльник — по обстоятельствам.
Он будет делать это, если ириски или подзатыльника не будет?

Нет.

Подставьте сюда то, в чем мы мотивируем детей: учеба, уборка… Творчество, не дай бог! Если меня так усердно хвалят за то, что я рисую, то зачем мне рисовать, когда никто не видит? Зачем мне учиться, если я за это ничего не получаю? Очевидно же, что учеба — это что-то очень противное, и никто не занимается этим добровольно.

И через 30 лет главный источник знаний — это телевизор, а когда душа просит творчества, мы покупаем раскраску по номерам. Класс.

Как только мы перестанем мотивировать ребенка учиться, он перестанет учиться.
По мне, звучит просто ужасно.

3. Внешняя мотивация отбивает любознательность

Мозг устроен таким образом, что если перед ним стоит четкая цель — то он найдет к ней самый короткий путь. И в случае с оценками это переворачивает всю суть образования с ног на голову. Они стали главной целью.

Хотят ли от меня, чтобы я ЗНАЛ историю Древнего Мира? Или чтобы я УМЕЛ умножать дроби? Я же вижу, что нет — от меня хотят ПЯТЕРОК по этим темам. Ради бога — я буду списывать, я буду зубрить, не понимая смысла, я буду подмазываться к учителю. Ну или бастовать, потому что вся эта система мне поперек горла.

А как я вообще могу учиться, если за ошибки наказывают плохими оценками, а хороший результат надо показать немедленно?

Вообще-то, учиться круто. Углублять свои представления о мире и самом себе, пробовать новое,  каждый день делать что-то чуть лучше, чем вчера — всё это делает жизнь невероятно интересной и насыщенной. Неплохо бы транслировать это детям. Но вместо этого мы транслируем “учеба — это тяжкое бремя, но ты должен себя заставлять, иначе в будущем тебя ждут холод и мгла”.

Множество исследований показали: когда мы выбираем задачи, то выполняем их лучше и тщательнее, чем когда эти задачи нам навязывают. Если человека принуждать что-то делать, он будет делать минимум, только самое необходимое, чтобы соответствовать требованиям.

Питер Грей, “Свобода учиться. Игра против школы”

Как по мне, мотивировать ребенка внешними стимулами — как печку деньгами топить. Какова задача воспитания? Сделать так, чтобы человек стал самостоятельным и в воспитании больше не нуждался. А как он сможет стать самостоятельным, если я поощряю то, что мне нравится, и наплевать, что происходит у него внутри?


Вот вспомните себя студентами. 11 лет тотального школьного контроля, и вдруг — свобода! Не хочешь — не учись, главное сессию как-нибудь сдай. И так и было. “Методичка есть? Пошли сдавать”. Мы продолжали играть по правилам, которые усвоили в школе: мы сделаем ровно то, чего вы от нас хотите, а сверх того и пальцем не пошевелим.
В институте мы не научились учиться. Мы научились выживать и выкручиваться. Безусловно полезные навыки в этой стране, но я всё же хочу, чтобы мои дети жили, а не выживали, отсиживаясь в углу и дожидаясь сессии, проверки, нагоняя от начальства или халявных благ.
Причем система высшего образования предполагает почему-то, что в неё придут люди, которые уже умеют учиться и знают, зачем они здесь. Но откуда им взяться? В школе ничего не располагает ни к тому, чтобы брать на себя ответственность за свою учебу, ни к тому, чтобы выявить свои интересы и следовать им.


Вы скажете: Ань, ну ты утрируешь. Есть же люди, которые ответственно учились в ВУЗе, есть те, кто творит без ограничений, кто берет на себя ответственность и знает, чего хочет. Конечно есть, несмотря на то, что они прошли школу от и до. Несмотря на.

Потому что у них всё ещё есть внутренняя мотивация, которую, слава богу, забили не до конца.

Откуда берется внутренняя мотивация?

Оттуда же, откуда берутся дети. Её не нужно создавать, она изначально есть, причём в огромном количестве. Дети жадно исследуют мир, лезут всюду, запоминают любую фигню, ломают всё подряд, чтобы посмотреть, как оно устроено, рисуют на всём, что попадется под руку. Они разговаривают, спрашивают, читают, гуглят, смотрят, начинают и бросают, возвращаются и продолжают, пробуют и доводят до конца, объединяются и уединяются, смотрят свежим взглядом, осмысляют и укладывают в голове.

Всё, что нужно делать — не мешать им!

Доверять, быть рядом, наблюдать и поддерживать, знакомить с интересными людьми, рассказывать истории, быть вдохновляющим примером, читать книжки, показывать красоту и многообразие мира, не навязываться и не давать нравоучений. И ещё раз — доверять.

А внутренний огонь, который есть у каждого ребенка, сделает всё остальное.