Школа навигаторов Метаверситета humaneducation.ru

Все мои 4 года в альтернативном образовании я исследовала разные подходы с целью понять, ЗАЧЕМ они делают с детьми то, что делают. И везде мне не хватало глубины. Каждый раз казалось, что потерялся какой-то кусочек пазла — про связь образования и мира вокруг.

Он же офигенно сложный, этот мир, и нашим детям в нём всю жизнь жить. Неплохо бы понимать, как он устроен, куда движется, какие в нём есть проблемы и чему стоит учиться, чтобы сделать его лучше. А образование всё сплошь про ребенка, а что вокруг происходит, так там хоть трава не расти.

У одних гармоничное всестороннее развитие — чтобы сделать детей идеально круглыми одинаковыми шарами, чтоли?

У других раскрытие уникальности каждого ребенка — откопать талант, чтобы вырастить чемпиона-невротика?

У третьих полная свобода, чтобы ребенок занимался только тем, что для него важно… Ну, мне симпатичен анскулинг и идея о том, что такой подход помогает сформироваться ответственности за свою жизнь. Но всё же мне тут не хватает системности и широты взгляда, это опять как будто только про ребенка в вакууме.

Собственно, это я сейчас так складно могу рассказать, что меня не устраивало. А большую часть времени это было скорее интуитивное “всё не то”. И одновременно с поиском “того” я искала себя. Что мне делать, если я давно глубоко погружена в альтернативное образование, но не вижу своего конкретного места в нём, и с двумя маленькими детьми не могу пойти на какую-то длительную учебу или работу?

Я сидела в этом тупике очень долго, и скорее от отчаяния пошла в Школу навигаторов, чтобы начать уже делать хоть что-то. И внезапно нашла там ту глубину и то ЗАЧЕМ, которое искала.
Давайте сначала я расскажу о том, кто такие навигаторы и как устроен курс, а про глубину станет понятно по ходу.

Навигатор — это помогающий практик, который сопровождает детей и взрослых в учебе, развитии и самоопределении.

Этот термин придумали в Метаверситете, собственно и Школу навигаторов ведут ребята оттуда. Я не очень много знаю про сам Метаверситет, но у меня всегда было ощущение, что там творятся какие-то классные штуки про образование и мышление, и мне очень хотелось подключиться к этой энергии.

Формат курса для навигаторов — два с половиной месяца онлайн-встреч, плюс супервизии с ведущими. Учеба состоит из вводного модуля, который проходят все, а дальше группа разделяется на три потока: индивидуальная навигация, групповая, и навигация образовательных проектов. Я пошла на индивидуальную, чтобы работать потом из дома по скайпу.

Вводный модуль — про то, что происходит в мире, и какое образование ему больше всего соответствует. Я писала об этом в конспекте доклада Global Education Futures и WorldSkills “Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире”, давайте напомню основную мысль.

Мы живем в VUCA-мире, то есть мире с высокой степенью сложности и неопределенности. Короче, если раньше мы могли делать вид, что всё под контролем, то теперь этот золотой век кончился навсегда.

Глобальное потепление, роботизация, искусственный интеллект, глобализация и много других процессов с бешеной скоростью несут нас в непонятное будущее, где ещё неизвестно, есть ли нам место, или киборги объявят себя венцом эволюции, а нас — бесполезным хламом. Или ледники таки растают и Москва превратится в тропики, а на большей части планеты станет невозможно жить. Или людей станет слишком много и начнется всемирная война за ресурсы… ну, вы поняли.

Но чёрт побери, этот непредсказуемый мир не свалился на нас из космоса. Это же мы, люди, своими руками сделали его таким. А значит, мы отвечаем за то, что в нём происходит. А значит, самое время сделать паузу и спросить себя — а в каком мире мы хотим жить? И что мы можем делать для того, чтобы сделать его лучше? И чему нам нужно учиться для этого?

Ведь сейчас массовая школа никак не помогает нам со всем этим разобраться. Она штампует как раз тех, кого проще всего заменить роботами — рядовых исполнителей, которые умеют действовать только по алгоритму. Но главный привычный алгоритм “школа — вуз — одна работа на всю жизнь” уже совсем не работает. Понятие профессии устаревает. Если всё время развиваться и быстро переучиваться, то применить свои способности можно в любой сфере.

“Кем ты хочешь стать” превращается в “что и для чего ты хочешь уметь”.

А как ответить себе на этот вопрос в огромном хаотичном мире, где так сложно прислушаться к себе и сделать осознанный выбор? Вот для этого-то и нужен навигатор.

Это такой наставник, который совмещает в себе навыки тьютора и коуча — помогает нащупать интересы, расставить приоритеты, научиться учиться, избавиться от мешающих установок. Но в отличие от этих двух профессий, где в центре внимания сам человек здесь-и-сейчас, главная задача навигатора — интегрировать человека в человечество. Навигатор помогает сформулировать образ будущего, к которому хочется прийти: что это за мир? Как в нём живут люди? Как в нём живу я?

И уже оттуда — из будущего — строить план развития к себе сегодняшнему.

Навигатор помогает человеку грамотно построить своё самонаправленное образование. Как раз то, чего мне не хватало в анскулинге: дать человеку опоры, чтобы он развивался самостоятельно, но при этом всё-таки направленно, а не хаотично и однобоко.

Навигатор никуда не тащит человека, так же как и не следует за ним; они идут рядом и развиваются вместе. Но иногда навигатор может подтолкнуть своего подопечного к самостоятельным действиям, потому что один из главных принципов успешной учебы — сразу применять новые знания на практике.

Мы ведь как привыкли? Учишься, учишься, учишься, сдаешь кому-то там экзамены, и только потоооом когда-нибудь проверяешь свои знания в деле — а они к этому моменту уже на 98% выветрились. Типа, право действовать надо у кого-то заслужить.

Но что, если просто брать и делать параллельно с учебой?
Когда начался навигаторский курс, ведущие сказали: сразу берите людей в практику и отрабатывайте на них новые знания. Я так и сделала: повесила обьявление на фейсбуке, взяла 5 человек из 70-ти написавших мне, и начала с ними работать. Сначала я понятия не имела, что с ними делать — но с каждой неделей с помощью вебинаров и супервизий чувствовала себя всё увереннее. Я узнавала о том, как строить стратегию и тактику развития, как помогать людям находить своё и преодолевать сопротивление, как развивать мышление будущего… Применяла это на своих подопечных, рефлексировала, спрашивала ведущих, корректировала ошибки — и когда учеба кончилась, я уже была два месяца как практикующим навигатором. Мне оставалось только продолжать этим заниматься, что я и делаю.

Вы спросите — как можно ли освоить новую профессию, да ещё такую многогранную, за два месяца?

Ну как вам сказать. Во-первых, в школу навигаторов приходят люди, уже весьма погруженные в образование. Если сложить мои годы преподавания английского и теоретического исследования разных подходов, я в этой сфере уже 8 лет. Курс помог систематизировать и отполировать то, что уже было у меня в голове.

Во-вторых, это очень сильный задел на развитие. Нам рассказали об исследовательских, психологических, наставнических, педагогических, дизайнерских навыках зрелого навигатора — и это уже наша задача отрефлексировать, на каком уровне мы сейчас и что прокачивать дальше.

В-третьих, поскольку это работа с людьми, то без супервизии никуда. Я сразу же нашла себе личного терапевта и после окончания курса продолжила регулярную супервизию с одним из ведущих — чтобы уберечь своих подопечных от своих тараканов и регулярно сверяться, всё ли я делаю правильно.

Курс, хоть и кажется коротким — очень насыщенный. И когда я захожу в тупик на консультациях, я вспоминаю — ого! А ведь нам про это рассказывали! Открываю конспект и нахожу решение проблемы.

Знаете, эта учеба была практикой моей внутренней мотивации. После неё нет экзамена и не дают сертификат, но я старалась впитать всё, что возможно, как будто от этого зависит моя жизнь — и в какой-то степени так оно и есть.

И если говорить о моём большом ЗАЧЕМ и моей интеграции в этот мир — мне очень хочется, чтобы в мире было больше людей, которые мыслят свободно и опираются на себя. А я, как навигатор, готова идти с ними рядом и искать тропинки к миру, в котором хочется жить.