Мои навигаторские консультации на практике humaneducation.ru

Меня спрашивают — Ань, а что делают навигаторы?

И я каждый раз теряюсь. Потому что это то же самое, что ответить на вопрос, что делают психологи или коучи.

Какие-то общие слова можно подобрать, но по факту это будет ни о чём.

Все же очень разные, и каждый своей личностью работает — привносит в работу весь свой уникальный опыт, знания, навыки, личные качества. И именно личность творит волшебство, а не алгоритмы и методики. Я была у тех, кто работает по алгоритму — тоска! Кажется, что тебя тащат непонятно куда, и остаешься в итоге одинокий и неуслышанный.

Алгоритмы лучше в книжках брать и спокойно самим по ним работать, а к людям идти за жизнью, контактом и обратной связью.

Так что я не могу ответить на вопрос, что делают навигаторы, но я могу рассказать, что делаю я.


В основном две вещи: слушаю и откликаюсь.

Давайте на примере.

Приходит ко мне молодая девушка с вопросом — поступать в институт или идти работать?

И я её слушаю. В мире больше ничего не существует — я её слушаю.

И как будто во мне есть две части.

Одна часть — это всё, что есть у меня внутри, всё, что я читала, что я прожила, чему училась. Как будто рядами, как в институтской аудитории, сидят внутри меня Фромм и Сигел, Роджерс и Иллич, Грей и Лэнгле, Нилл и Уилбер, Харари и Эллис и много, много, много других товарищей. Они не выступают, молчат, тоже слушают, но они со мной. Они создают у меня в голове опоры, чтобы я могла понять человека как можно более многогранно.

А вторая часть — пустая, как матрица фотооаппарата, на которую скоро спроецируется изображение. Это очень важно: я не знаю. Я действительно не знаю, что ей делать, я не знаю, поступать ей или нет, я не знаю, что будет лучше для неё и как она должна жить.

Чего там, я бы и для себя не знала, что я бы выбрала в этой ситуации, откуда мне за другого человека решать-то! И самое прекрасное — я и не должна решать. И именно благодаря тому, что это не мой вопрос — у меня нет по его поводу тревоги, и я могу быть полностью присутствовать в моменте.

Я слушаю. Я задаю вопросы, рисую что-то на бумажке, и большая часть магии происходит именно тут. Потому что — грустно, но факт — у большинства из нас так редко есть возможность быть глубоко услышанным другим человеком без его оценок и мнения. И это само по себе прекрасная возможность услышать себя.


А дальше происходит вторая часть магии — включается моё системное мышление. Я не вгоняю в готовые шаблоны то, что она мне рассказывает, а собираю цельную картинку на ходу. Мой супервизор говорит, это один из самых важных навыков в нашей профессии.

Я показываю: смотри, вот вся ситуация, в которой ты находишься. Вот твои ценности, вот ресурсы. Вот белые пятна, вот боль, а вот — другие люди, которые за тебя разговаривают в твоей голове.

(В работе с другим человеком и набор был бы другим.)

И всё происходит. Притом, что именно — может остаться для меня загадкой, я же всего час с человеком разговаривала, а не в голову ему залезла.

Но прямо физически видно, как гора падает с плеч. Как непроглядный хаос превращается в аккуратные стопки кирпичиков, с которыми уже можно иметь дело.

Собственно, всё — даже не надо обсуждать, что она будет дальше делать. У неё появилась опора, чтобы разобраться со своим вопросом самой.

Может быть ей хватит одной встречи, и дальше она спокойно пойдёт жить свою жизнь. А может быть, ей захочется узнать про себя больше с моей помощью, и мы будем встречаться регулярно.


Но что-то очень важное уже случилось. На следующий день звонит её мама и говорит: “Она вернулась домой другим человеком. Мы впервые за долгое время наконец смогли нормально поговорить…”